Когда нам подарили пианино «Украина», оно весьма плохо звучало. Сказывалось то, что на нем уже не играли целых пять лет, и что при перевозке оно получило хорошую встряску.
Поэтому инструмент нуждался в том, чтобы его кто-то настроил. Сначала мы попытались сами хоть как-то это сделать. Инструменты для этого были, а вместо камертона — аккордеон… Мы потратили несколько часов, но почти не добились желаемого результата.
Тогда начали интересоваться, где же найти мастера по настройке пианино и уже хотели обратиться в одну из музыкальных школ за помощью. Но тут друзья порекомендовали нам мастера, который настраивает им пианино уже несколько лет. Мы позвонили ему, и приятно было то, что он согласился приехать в тот же вечер.
Настройщик сразу начал с расспросов. Поинтересовался, как давно у нас пианино и сколько времени оно находилось у предыдущего хозяина. Он оценил расположение инструмента относительно батареи и окна, — оказывается, инструмент не должен стоять слишком близко к отопительным приборам, окнам или холодным стенам. Температура воздуха должна быть не ниже + 12 С и не выше + 25 С . Оптимальная влажность воздуха должна составлять 42 %. А если инструмент внесли в дом с холода, то открывать и играть на нем не советовал, так как инструмент пережил резкий перепад температур. Нужно немного подождать, пока выйдет лишняя влага и все просохнет.
Мастер пришел с небольшим чемоданчиком, в котором уместилось все нужное: несколько ключей для колков, камертон и специальный клей. По крайней мере, это было то, что он достал по необходимости, наверняка там были еще и другие инструменты.
Сначала он немного поиграл, послушал как звучит пианино, определил, где звучат «грязные» звуки. Потом открыл крышку, снял переднюю панель и для начала аккуратно протер деревянные части в местах их соединений мягким кусочком шерсти.
Затем начал проверять все механизмы: как натянуты струны, не расшатаны ли молоточки. Ему пришлось подклеить некоторые из них. Сказал, что не всякий клей для этого подходит, так как состав некоторых клеев делает молоточки слишком жесткими, и потом при ударе о струну они могут даже треснуть.
Мне особенно запомнился камертон, мастер стукнул им об войлочную обивку дерева и сразу поднес к уху, — был слышен тихий продолжительный звук ля. Так он время от времени постукивал им, чтобы проверить чистоту звука, издаваемого струнами. Их натяжение необходимо было регулировать с помощью подкручивания колков, к которым крепятся сами струны.
После четырех часов работы мастер сыграл на пианино несколько различных аккордов и арпеджио, проверив при этом, как работают педали. Они поскрипывали, и он смазал их обычным графитом! То есть если они начнут опять скрипеть, можно самому взять простой карандаш и порисовать им в области трения!
С окончанием работы все звуки выстроились в стройные ряды, и инструмент звучал чисто и красиво. Цена за услугу мастера приятно порадовала. А так как фортепиано желательно настраивать хотя бы один раз в год, думаю, его визит к нам повторится.