День, когда в нашем доме появилось пианино, был одновременно радостным и печальным. С одной стороны, мне хотелось как можно скорее научиться играть и блистать своим необыкновенным талантом на всех семейных обедах и днях рождения.
Находясь в радостном предвкушении, я коснулась клавиш, но инструмент издал только неприятные, режущие слух ноты. До того момента я не знала, что значит диссонанс. Разочарование, которое меня постигло, трудно описать.
Но что можно было ожидать от инструмента, который мне отдали даром, и которым уже несколько лет никто не занимался? Огромный, черный, он был произведен еще в послевоенные годы.
Пианино под маркой «Сибирь» должно было стать моим верным спутником на пути к вершинам музыкального мастерства. Конечно, в первый момент мне было непонятно, как столь безобразно звучащий инструмент поможет обучиться музыкальному искусству. Но мне объяснили, что настройщика уже вызвали, и что он все поправит и приведет в порядок.
Вскоре он появился – высокий мужчина в очках и с портфелем. Он без лишних слов прошел к инструменту, открыл крышку и по одной нажал все клавиши, немного склоняя голову набок и хмурясь, когда его пальцы извлекали из пианино фальшивые, неприятные ноты. После этого он открыл верхнюю панель инструмента. Помню, как сильно меня изумили находящиеся внутри многочисленные струны и молоточки. Я и не предполагала, что струны способны издавать такой звук!
Настройщик открыл портфель и достал свои инструменты. Уже намного позже в беседах с ним я узнала, что они называются ключ, клинки и камертон. С помощью камертона он настроил всего одну ноту, после чего убрал его обратно в портфель.
Затем около часа он занимался тем, что настраивал струны ключом. При этом было совершенно непонятно, как он это делает: поворотов ключа не было видно, единственными заметными действиями было то, как он быстро и четко переставлял между струнами клинки. Однако звуки, исходящие от пианино, становились чистыми и мягкими, так что было понятно, что изменения все-таки происходят.
Закончив работу, он пригласил меня попробовать сыграть что-нибудь. Я смутилась, ведь тогда еще я совсем ничего не умела. Тогда он сам сыграл какую-то мелодию, несколько раз гаммы, и, убедившись, что все в порядке, собрал оставшиеся инструменты, попрощался и ушел.
Это была далеко не последняя наша встреча. Ведь как ни билась моя учительница музыки, пытаясь втолковать мне значение слова piano, все адажио в моем исполнении превращались в военные марши, которые приходилось регулярно слушать всем соседям. Неудивительно, что при таком режиме вызывать настройщика приходилось каждый год (подозреваю, что нужно было чаще).
Он всегда был неизменно вежлив, но я видела, как он хмурит брови, когда видит пыль внутри инструмента. В те редкие моменты, когда он перекидывался со мной парой фраз, он пытался объяснить мне, что такой инструмент нужно уважать и беречь, а не использовать в качестве силового тренажера. И что «выбить» из него красивую мелодию не получится, для этого нужно долго и упорно упражняться.
Уже потом я поняла смысл его слов: такого глубокого, «рояльного» звучания невозможно было добиться от «Красного октября» в музыкальной школе, хотя его и настраивали более регулярно, и ухаживали за ним лучше.
Профессиональной пианисткой я так и не стала, а мое пианино через несколько лет заменил синтезатор. Конечно, настраивать его не нужно, но синтезированный электронный звук невозможно сравнить со звуком настоящего пианино. Так невозможно почувствовать запах цветка, увиденного по телевизору.
Вспомнился рассказ знакомой, которая рассказывал, как учился играть на пианино ее брат. Семья жила в тяжелых материальных условиях, о покупке инструмента не могло идти и речи. Мальчишка поступил в музыкальную школу и только там мог играть на настоящем инструменте, а дома взял доску и нарисовал на ней клавиши на 5 октав и на доске отрабатывал технику пальцев… Такая «игра», возможно, более полезна, чем игра на расстроенном инструменте…