Наверное, каждый, кто связывал свою жизнь и с игрой на фортепиано, помнит свою первую встречу с инструментом. Моя первая встреча с пианино состоялась в квартире моей бабушки.
Инструмент занимал почётное место в бывшей детской, где на нём некогда играла моя мама. Тогда мне было всего лет пять и родители хотели, чтобы я, как и они, поступила в музыкальную школу.
Буквально через неделю вопрос насчёт перевозки пианино в нашу квартиру был решён, и в тот же вечер мама попробовала музицировать. Но как только она сыграла первые аккорды какого-то романса, по нашим ушам неприятно резануло, и мы поняли, что за годы «простоя» инструмент совершенно расстроился.
Решили, что без настройки пианино никак не обойтись. Что ж, позвали мастера. Он долго настраивал фортепиано, всё что-то подкручивал, нажимал на клавиши и, наконец, объявил, что закончил.
Мы с мамой принялись по очереди играть пьесы, поблагодарили настройщика и он ушёл. Поначалу всё было хорошо, звук был чистый.
Но осенью мы заметили, что начала дребезжать фа-диез. Решили позвать другого настройщика пианино. Он пришёл довольно скоро, повозился подольше, объяснил, что фортепиано часто требует настройки после долгого неиспользования.
Кроме того, настройщик объяснил, что в межсезонье (весной и осенью), когда меняется температура и влажность в помещении, где находится инструмент, его приходится чаще настраивать (это связано со свойствами дерева, которое в сухом помещении высыхает, а во влажном — набухает).
После объяснений мастер предложил мне сыграть что-нибудь на только что настроенном пианино. Я, конечно, исполнила какую-то пьесу, он похвалил и решил устроить мне небольшой экзамен. Настройщик попросил меня отвернуться, сыграл гамму До мажор, и стал нажимать клавиши вразнобой, а я должна была угадать ноту.
После этого он принялся отбивать в ладоши ритм, который мне также следовало воспроизвести. В общем, визит настройщика затянулся. Он что-то ещё рассказывал нам о фортепиано, но, что конкретно, я уже плохо помню.
Напоследок, когда уже собирался уходить, настройщик сказал, чтобы мы помнили о том, что настройка фортепиано – необходимое ежегодное мероприятие, так как во время настройки есть возможность не только исправить дефекты звучания, но и заменить некоторые изношенные детали ( особенно, если инструмент не новый).
Также мастер сказал, что пренебрегать настройкой пианино нельзя, так как при игре на расстроенном инструменте портится музыкальный слух, потому что мозг запоминает неправильное звучание, и потом очень тяжело будет перестроиться играть на нормально звучащем фортепиано.
С тех пор мы стали приглашать настройщика периодически, когда замечали, что пианино требуется настройка. Сейчас наш инструмент «Украина» звучит достойно, несмотря на преклонный возраст (более 25 лет). Я считаю, что во многом этому мы обязаны своевременной настройке и уходу за пианино.
Автор — Аржакова Мария Андреевна.
Да, наше жилище, с маленькими для такого большого инструмента комнатами, не способствует сохранности инструмента — куда его не поставь, он все равно оказывается вблизи батареи или окна. Гигроскопичная древесина впитывает сырость и высыхает от батареи. После таких испытаний инструменту обязательно нужен настройщик.