Снова учился играть на пианино

Так уж вышло, что родился я в семье человека с высшим музыкальным образованием –преподавателя игры на фортепиано. Наверное гены, мой детский энтузиазм и мамина решимость сыграли главную роль в том, что и я получил музыкальное образование, только, правда, среднее.

пианино Украина

Моя мама, наверное, тысячу раз рассказывала мне историю о том, как она в 6 лет изъявила желание стать пианисткой и как почти через пару недель, к нам в квартиру привезли огромный ящик из сосновых досок. Наверное, для моей мамы, первые звуки, извлеченные из черно-белых «кнопочек» неопытной детской ручкой, смешавшиеся с резким запахом хвои, являются одними из самых трогательных воспоминаний детства.

Я же смутно помню предложение поступить в музыкальную школу, мне было тогда 5-6 лет и в то время я не знал, что такое дисгармония инструмента или же настройка пианино. Помню только, что поначалу мне тоже нравились «черно-белые музыкальные кнопочки».

Однако в конечном итоге это занятие мне наскучило, ведь, как и всем мальчишкам, мне больше всего хотелось заниматься активным «мужским» видом спорта: футболом, баскетболом или кикбоксингом. Благо моя мама, следует отметить, являлась так же и моей учительницей и поэтому я мог «по блату» посещать музыкальную школу один раз в неделю на уроках сольфеджио.

Однако, все не так легко т.к. дома меня каждый день ожидала значительная порция музыкальных (м)учений. Не так-то просто отлынивать, когда у тебя мама учитель. Так я и закончил музыкальную школу, после чего довольный забросил навыки на задворки подсознания и записался, наконец-таки в секцию кикбоксинга.

А уже старенькая «Украина» играла только, так сказать, с легкой маминой руки. Так продолжалось до тех пор, пока я не поступил в университет. Именно тогда мне стало жалко потраченного времени, к тому же стыдно было иметь диплом об окончании музыкальной школы и не уметь играть. А играть я действительно тогда не умел, позабыв все на свете, и все же иногда хвастался тем, что я человек с музыкальным образованием.

И в какой-то момент, каким-то образом оказавшись рядом с инструментом, мои друзья вспомнили «один факт» из моей биографии и начали просить меня исполнить что-нибудь. Уговоры продолжались долго и неумолимо, и в конце ребята сдались, подумав, что я просто стесняюсь и стыжусь того, что умею играть на фортепиано. Признаться это было лучше, чем, если бы они увидели подлинное состояние моих дел.

Ситуацию надо было спасать. Достав из нотной полки произведения для детей, я начал терпеливо возвращать свои навыки. Спасибо подсознанию – через неделю я полностью вернул свою форму и мог играть более-менее приличные вещи. И вот в какой-то момент я увидел в Интернете видео, на котором очень неплохо исполнялась композиция из фильма «Профессионал». Я даже вспомнил, что у меня дома, в одном из сборников есть фортепианное приложение для этой композиции.

Каково было мое разочарование когда я разбирая его, обнаружил, что до диез третьей октавы не издает никаких звуков, а без него композиция ну никак не звучит. Долго я мучился, пока не решил – настройка пианино дело крайней важности. Моя мама, оказывается, давно подумывала об этом, и вот в один прекрасный день из родной музыкальной школы был вызван настройщик пианино – Семен Валерианыч.

Интеллигентного вида пожилой человек вошел в квартиру, снял обувь и куртку в коридоре и прошел в мамину комнату, в которой и располагалась расстроенное пианино «Украина».

Сложно описывать процесс, в котором ничего не смыслишь, особенно процесс настройки пианино. Однако я во все глаза глядел на то, как настройщик со знанием дела выполнял свою работу, диковинную и необычную для меня.

Первым делом Семен Валерианыч откинул клавиатурную крышку и сыграл несколько хроматических гамм, нажимая по несколько раз на клавиши, которые вызывали у него сомнения. Кроме злополучного, немого «до диеза» третьей октавы, оказалось, что были расстроены «до большой октавы», «ре малой октавы», «ля диез второй октавы» и несколько других нот.

Затем настройщик достал из своей сумки несколько инструментов, в том числе специальный ключ и камертон и открыл верхнюю крышку фортепиано. Уже тогда я понял, что настройка пианино, штука более серьезная, чем я думал. Очень заинтригованный происходящим я даже встал ногами на диван, находящийся вплотную к пианино, чтобы рассмотреть внутреннюю часть инструмента и видеть действия настройщика.

Тем временем мастер, надев специальный ключ на колок струны, начал его подкручивать, постукивая по камертону и нажимая на соответствующую клавишу. Тоже он проделал и с остальными фальшивыми клавишами.

По-другому обстояло дело с «до диезом третьей октавы». Здесь проблема была не в растяжении струны, а в том, как объяснил мастер, что молоточек, стучащий по струне и извлекающий звук, отошел и его нужно опять верно приладить.

В конечно итоге повозившись, мастер закончил работать с инструментом и вызвал меня на суд, чтобы оценить звучание. Все ноты звучали просто прекрасно и самое главное «до диез» снова вернул себе «голос». В общей сложности, работа мастера заняла более двух часов.

Попрощавшись с настройщиком, я немедленно уселся за инструмент и сыграл несколько произведений наизусть. А спустя время разучил и ту самую композицию из фильма «Профессионал».

Только так до сих пор и не выдалась мне возможность «невольно» оказаться перед фортепиано рядом с друзьями и по их горячим просьбам сыграть на музыкальном инструменте. Однако о настройке пианино я ни разу не пожалел, и теперь в свободное время я всегда могу музицировать, наслаждаясь при этом безупречным звучанием своего инструмента.

Автор — Аралин Николай Юрьевич.

2 комментария к “Снова учился играть на пианино”

  1. Похожая история многих, кто стал играть на пианино, потому что в семье были музыканты, особенно играющие на фортепиано. И то, что после настройки инструмент становился совершенно другим — знакомо абсолютному большинству музыкантов. Вот странно, почему настройщиков пианино так мало, видимо здесь нужен особый слух и талант.

  2. Похожая история многих, кто стал играть на пианино, потому что в семье были музыканты, особенно играющие на фортепиано. И то, что после настройки инструмент становился совершенно другим — знакомо абсолютному большинству музыкантов. Вот странно, почему настройщиков пианино так мало, видимо здесь нужен особый слух и талант?

Оставьте комментарий