Про настройку пианино Енисей

Семь лет назад наша дочь выразила желание учиться музыке. Мы, конечно, не стали препятствовать ей в таком полезном деле и определили ребенка в музыкальную школу. Примерно через месяц мы поняли, что дочери действительно нравятся занятия музыкой и бросать их в ближайшее время она не собирается. Следовательно, возникла необходимость приобретения фортепиано.

процесс настройки пианино

Новый инструмент стоит больших денег, и мы просто не могли себе позволить вложить такие средства в музыкальное образование своей дочери. Решили поискать по объявлениям в газетах подержанное пианино. Повезло сразу. Из трех объявлений о продаже нам понравилось одно, где инструмент просто отдавали в хорошие руки за символическую плату в одну тысячу рублей.

На встречу с продавцами мы поехали подготовившись. Заранее выяснили в нашей музыкальной школе, что одна молодая преподавательница согласна стать первым настройщиком нашего будущего фортепиано и поехать с нами посмотреть инструмент.

Она пробежала пальчиками по клавишам, убедилась, что звук хороший, звонкий; обнаружила, что нота ми в самой верхней октаве не работает, но это не смертельно. Сказала, что ей понравилось и надо брать. Мы так и сделали.

Пианино оказалось очень большим: больше 1,5 м высоты и не меньше 1,7 м длины, и очень тяжелое. Это, можно сказать, старинная вещь, ему около 50 лет. Оно строгого черного цвета. На передней панели над клавиатурой большая белая гравировка в виде лиры, раскрытой книги с пером и множеством завитушек. Под пюпитром надпись «Енисей». Мы привезли инструмент домой и поставили в зале на светлом месте.

Наш настройщик – Ангелина Анатольевна достала специальный ключ. Это такое массивное металлическое приспособление для подтяжки и ослабления струн. Без ключа в принципе невозможна никакая настройка, это главный инструмент в ремонте.

Ангелина Анатольевна откинула самую верхнюю горизонтальную крышку, взяла руками верхнюю переднюю вертикальную стенку, потянула вверх и совсем вытащила ее из пазов, подняла клавишную крышку.

Мы увидели лес деревянных молоточков, а за ними струны. При нажатии на клавишу каждый молоточек ударяет по соответствующей струне, и раздается звук. Сначала учительница настроила клавишу соль в основной октаве. Для этого она ключом то натягивала струну, то ослабляла.

При этом каждый раз ударяла пальчиком по клавише соль, проверяя звук на свой слух (камертона у нее не было), добиваясь полного соответствия ноте соль. Как только эта задача была выполнена, Ангелина Анатольевна перешла к настройке остальных клавиш, взяв за основу клавишу соль.

Вся работа продолжалась не более часа. Потом учительница проверила клавиши на аккорды (то есть сочетания по 3-4 ноты), а по окончании сыграла нам концерт И.С. Баха. Прощаясь, Ангелина Анатольевна сказала, что наш инструмент хотя и старый, но в отличном состоянии.

Фортепиано выдержало пять лет ежедневных упорных упражнений музыкой, после чего мы начали замечать легкое несоответствие нотам часто используемых клавиш. Особенно гармонию портила нота фа в основной октаве. Это несоответствие росло на глазах, и мы задумались о поиске настройщика. Тем более, что приближались выпускные экзамены и отчетные концерты, дочь заканчивала музыкальную школу.

В поисках настройщика мы пошли тем же путем, то есть обратились в музыкальную школу. В этот раз нам посоветовали настоящего профессионального настройщика, который обслуживал несколько школ, в том числе и нашу.

По телефону договорились о встрече. Вячеслав Юлисович пришел к нам в воскресенье, так как в другие дни недели он был занят на работе. С собой он принес большой кожаный саквояж с инструментами. Там были разные молотки, пассатижи, ножи, кусочки дерева, мотки проволоки и всякая всячина. Все это было аккуратно разложено по многочисленным карманам саквояжа.

Мы были в недоумении, зачем все это. Подумаешь, настроить несколько клавиш, как нам казалось. Так мы и сказали настройщику. Вячеслав Юлисович ответил, что он, конечно, может схалтурить если, мы так желаем, но не будет этого делать, так как дорожит своей репутацией.

Мастер работал не меньше 5 часов. Он снял с пианино все крышки, стенки, панели, какие только можно. Проверил каждую струну и в верней части над клавиатурой и нижней – под ней, тщательно проверяя звук по камертону. Стучал то по одной клавише, то проверял гармонию аккордами.

Он был все время в движении. Ни на минуту не присев, работал то стоя, то лежа под пианино. Оказывается, для качественной настройки фортепиано нужно много физических усилий. Мастер починил нам все, даже клавишу ми в верхней октаве! Нам оставалось только удивляться, что мы и делали.

По окончании работы Вячеслав Юлисович сыграл нам что-то очень сложное и незнакомое. Оказалось, что он еще и композитор и в свободное время пишет свои произведения.

После профессиональной настройки пианино мы не узнали своего инструмента! Такое благозвучие, гармония и чистота нот. Ощущение, что мы находимся, по меньшей мере в концертном зале!

Некоторые из детей рано достигают изумительных результатов в музыке:

1 комментарий к “Про настройку пианино Енисей”

  1. Можно только удивляться, что инструмент 5 лет не имел встречи с мастером. А уж звучание пианино и представить трудно… В истории удивило, как работал профессиональный мастер и как работала настройщик-любительница. Хотя, есть мастера, которые настраивают инструмент на слух, без использования камертона.

Оставьте комментарий