Пианино «Лирика» перешло ко мне по наследству от мамы

Пианино «Лирика» перешло ко мне по наследству от мамы. Она ходила в музыкальную школу в течение семи лет, а потом, в течение 20-ти лет, пианино бездействовало, выполняя функцию полки для книг.

настройка пианино Лирика

Мама иногда играла на пианино известные произведения: например, «Итальянскую польку» Рахманинова, «К Элизе» Бетховена. Я просила её играть чаще, но она нередко отказывалась, говоря, что требуется кардинальная настройка пианино.

Так как это довольна дорогостоящая услуга, а особой необходимости в настройке пианино не было, инструмент стоял расстроенным. Когда мне исполнилось восемь лет, мама начала учить меня нотной грамоте, вскоре меня отдали в музыкальную школу. Но, разбирая по нотам свои первые произведения — этюды Черни, сонаты Клементи – я заметила, что не могу уловить главную тему произведений из-за фальшивящих или вовсе не звучащих клавиш инструмента.

Вот когда настройка пианино стала первоочередной задачей для продолжения успешного обучения в музыкальной школе. Мы обратились за помощью к учителю по музыке, и он дал телефон настройщика музыкальной школы.

Сразу скажу, что первая настройка пианино после двадцатилетнего перерыва длилась около 6-ти часов. Когда настройщик открыл верхнюю крышку инструмента и заглянул внутрь, то первое, что он сказал – «принесите пылесос». Действительно, сняв боковые панели пианино, настройщик продемонстрировал клубы пыли, застрявшие в щелях и под клавишами инструмента. Он убрал их пылесосом при помощи специальной узкой насадки. Далее настройка пианино заключалась в ремонте совершенно «беззвучных» клавиш. Как известно, при нажатии клавиши струна издаёт звук, если по ней ударяет молоточек, который соединяется с клавишей сложной системой рычажков и ремешков: в пианино нарушилась эта механика, и клавиши стали бездействовать.

Настройщик подклеил и восстановил «скелет». В одном месте звук отсутствовал по причине лопнувшей струны: хорошо, что у мастера имелись запасные. Некоторые клавиши издавали дребезжащий звук, так как стёрся или отклеился войлок на молоточках – пришлось заменять износившиеся молоточки на новые. Устранение западания клавиш заключалось в подтягивании пружин и ремешков фортепианной механики. Пианино продолжало издавать звук после нажатия и отпускания некоторых клавиш, как будто была нажата правая педаль. Это происходило по причине западания некоторых глушителей (демпферов) – сломался механизм их поднятия-опускания.

После такого глобального ремонта инструмент перестал быть частично немым – первая часть настройки пианино подошла к концу. Следующим этапом была классическая настройка пианино — мастер стал настраивать ноты до нужного тона. Звук «ля» первой октавы он тщательно сравнивал со звучанием камертона, подтягивая колки струны ключом. Нажимая вместе с настроенной «ля» ноты других октав, мастер добивался чистого звучания.

После тщательной настройки пианино было огромным удовольствием сесть за него и сыграть любое произведение, наслаждаясь извлекаемыми звуками и льющейся мелодией – наша «Лирика» стала действительно лиричной!

Автор — Сошникова Елена Игоревна.

1 комментарий к “Пианино «Лирика» перешло ко мне по наследству от мамы”

  1. Непонятно, почему перед началом обучения не догадались сразу же настроить инструмент, ведь мама точно знала, что пианино очень сильно расстроилось за столько-то лет…
    Хорошо ещё, что мастер успешно справился с такой сложной задачей, хотя ему на это потребовалось довольно-таки много времени потрудится.

Оставьте комментарий