Пианино и семейные традиции

Моя бабушка рассказывала, что ещё будучи маленькой девочкой, она увидела в газете фотографию женщины, играющей на пианино. С той поры она мечтала услышать, как звучит этот музыкальный инструмент, так не похожий на те, которые она видела до сих пор.

фортепиано

Впервые ей удалось это только в 22 года, когда она переехала с таежной заимки в город. Первое, что она сделала — сходила на концерт фортепианной музыки. С той поры мы были обречены: каждая девушка в нашей семье должна закончить музыкальную школу по классу фортепиано.

Первый приличный инструмент был куплен в 1961 году. Пианино выпуска начала 50-х готов имело на удивление хорошее звучание, приличный внешний вид и прослужило нашей семье до 1998 года. К сожалению, мы не рискнули взять его с собой при очередном переезде. Инструмент мы подарили детскому дому города Алматы и с тех пор его судьба нам неизвестна.

Мой муж военный, переезжать нам пришлось много и после одного из таких переездов потребовалась настройка пианино. В инструменте расшатались вирбели, пианино перестало «строить». Кроме того, появилось странное дребезжание при игре на клавишах средней клавиатуры, а молоточки от времени стали мохнатыми, что отнюдь не улучшало звучания.

Настройщика пианино нашли по объявлению в местной газете (интернета тогда в нашем городке не было и в помине). Настройку пианино назначили на утро буднего дня, рассчитывая на то, что все соседи на службе и странные звуки их не будут раздражать.

Настройку пианино мастер начал с того, что аккуратно раскрутил струны с колков и почти все колки заменил новыми, большими по размеру. Сначала он вручную вставлял колки на нужное место, потом с помощью молотка аккуратно вбивал их примерно до половины, после чего отверткой окончательно подгонял на место.

После этого он снова стал наматывать струны. Выслушав мои жалобы на дребезжание, он настроил пианино на несколько тонов ниже, чем было до этого. Дребезжание прекратилось. Специалист объяснил это тем, что он убрал резонанс. Он поделился своими рассуждениями о том, что можно было бы залить деку эпоксидной смолой или заменить её целиком.

Но замена деки для меня оказалась слишком дорогим удовольствием, а от проклеивания мастер отказался сам: сказал, что это только ускорит рассыхание.

Настройка пианино продолжилась на следующий день. Часть молоточков были заменены новыми (тоже недешево), часть — заново отполирована и пропитана. Были заменены несколько клавиш. Потом, посетовав на то, что «неплохо было бы погонять пару дней пианино посильнее» (в смысле поиграть на нем), мастер перешел к следующему этапу настройки пианино.

Специальным пылесосом он прочистил механику, клавиатуру и все внутренности инструмента. И после этого приступил к тонкой настройке пианино. При помощи специального ключа и резиновых заглушек он стал по очереди настраивать струны

Выглядело это примерно так: сначала он слушал три струны сразу. Потом одну блокировал резиновой заглушкой, и, вслушиваясь в затухающее звучание двух струн одновременно, определял, насколько звук отличается от звучания в унисон. С помощью ключа он подкручивал струны, освобождал зажатую струну, блокировал следующую и все начинал сначала, уже с последующими струнами. Работа эта заняла несколько часов.

А потом мастер вернулся через неделю, чтобы окончательно завершить настройку. Все это время мы усиленно играли на пианино, потому что завершить окончательно настройку пианино можно только после того, как на нем несколько дней поиграют с полной нагрузкой.

Автор – Сотейникова Ирина Владимировна.

1 комментарий к “Пианино и семейные традиции”

  1. Я считаю, что традиция в семье заниматься музыкой — очень даже завидная. Если даже входишь в мир музыки только потому, что все твои бабушки и прабабушки играли на пианино, по-моему, только выигрываешь в этой жизни. Музыка с тобой с самого детства. А вот по поводу частых переездов инструмента с места на место требуется серьёзная настройка инструмента хорошим мастером, чтобы добиться хорошего звучания.

Оставьте комментарий