Немецкое пианино 1863 года

Любой инструмент требует бережного к себе отношения и необходимой заботы. Об этом узнала и я, когда от бабушки ко мне перевезли фортепиано. Кроме внешнего вида – резных узоров на дереве, покрытом черным лаком, и подсвечников – особое внимание всегда привлекала табличка на внутренней стороне крышки клавиатуры, где золотистыми буквами сверкала надпись: «Franz Seiler in Berlin. Kaisl.Russ.Hoflieferant».

Franz Seiler in Berlin. Kaisl.Russ.Hoflieferant

В годы обучения в музыкальной школе настройка пианино особо не требовалась, так как если пользуешься инструментом постоянно, струны поддерживаются в необходимом натяжении и настраивать часто совсем не нужно. Однако, подойдя к инструменту после годичного перерыва и едва начав наигрывать пришедшую в голову мелодию, я поняла: срочно нужно вызывать настройщика пианино! Фортепиано было ужасающе расстроено.

Для настройки пианино я вызвала рекомендованного мне мастера, который еще по телефону поинтересовался маркой моего инструмента. Вот тут-то и пришлось вновь посмотреть на красивую табличку. Как я позднее узнала, мое пианино в силу своего возраста (1863 г.) и производителя (Германия) имеет прямое натяжение струн. Настройку такого инструмента могут провести только самые опытные мастера. В связи с этим и стоимость настройки пианино оказалась значительно выше, нежели для инструментов современных производителей.

Ну что ж, наступил назначенный час. Наверное, многие вспомнят инструмент, с помощью которого осуществляется настройка пианино, по фильму «Окно в Париж». Он имеет Г-образную форму с трубчатым ключом на длинной стороне. Мастер периодически брал какой-нибудь аккорд, прислушивался и без использования камертона или какого-либо еще вспомогательного инструмента ключом подтягивал струны фортепиано. Вся процедура настройки пианино длилась не более часа, хотя инструмент был сильно расстроен.

Что меня больше всего поразило в настройщике – мастер был совершенно глух на правое ухо и не слишком хорошо слышал левым! Честно говоря, весь тот час, который он настраивал пианино, я думала только о результате и уже морально готовилась к вызову другого специалиста.

Однако результат настройки пианино меня очень удивил – инструмент был идеально настроен. Каждая нота отзывалась чистым звуком, струны совершали точное число колебаний. Этот не единственный случай, связанный с настройкой пианино, навсегда остался в моей памяти. Нечасто можно встретить настройщика «от Бога»!

Автор — Петрова Мария Сергеевна.

1 комментарий к “Немецкое пианино 1863 года”

  1. Инструмент, о котором здесь рассказ, наверно, старше всех, о которых говорилось на этом ресурсе. Интересно, какая у него была судьба, каким образом он оказался в России? Очень поражает, когда читаешь, что настройщик не слышал, а настройки сделал на самом высоком уровне. Бетховен, когда писал свои лучшие произведения тоже был совершенно глухим.

Оставьте комментарий