Настройщица пианино CARL MAND

В 2003 году я поступила в духовное училище на регентское отделение. Для тех, кто не знает, поясню: регент – это человек, управляющий церковным хором. Ну, понятно, что такой человек должен быть с музыкальным образованием. Я же не заканчивала даже музыкальной школы. Начинать надо было с нуля. Без пианино – никак. Пришлось покупать.

пианино CARL MAND

Слава Богу, у нас в училище был свой настройщик, точнее – настройщица пианино. К ней я и обратилась за помощью в выборе инструмента. Мы долго и нудно ходили по разным адресам и смотрели пианино. Они были, как правило, красивые, но сильно «разбитые». Как выражалась настройщица, «плохо держали строй».

Однажды она сама позвонила мне и сказала: «Есть то, что надо!» Пианино мне понравилось сразу: от него так и веяло строгостью и аристократизмом. Картину дополняли старинные канделябры по бокам. Когда моя знакомая села за инструмент и сыграла «Лунную сонату» Бетховена, мне захотелось научиться играть так же. Звуки были глубокие, красиво окрашенные. Короче, купила я это пианино по доступной цене советского лома…

С доставкой была отдельная история: я живу на четвёртом этаже в доме без лифта… Впрочем, брала я инструмент уже настроенным, да так удачно, что почти ничего не нужно было подправлять, несмотря на то, что его несколько раз пытались уронить.

Необходимость в настройке я почувствовала примерно через полгода, где-то весной. Некоторые клавиши звучали странно: дребезжали, и мелодия рассыпалась будто на камушки. Вот тут-то я и вспомнила, что мне говорили о регулярности настройки пианино.

Обратилась всё к той же знакомой настройщице. Каково же было моё удивление, когда, после снятия передней панели фортепиано, выяснилось, что я являюсь обладателем раритетного инструмента! Это оказалось изделие известной в конце XIX – начале ХХ века немецкой фабрики Карла Манда (CARL MAND) в Кобленце. Вверху на задней стенке фортепиано находился товарный знак с указанием медалей, полученных на различных международных выставках конца XIX века.

Наблюдать за процессом настройки пианино оказалось очень интересно. Настройщица подробно отвечала на мои вопросы. Она объяснила мне, что струны в инструменте в очень хорошем состоянии, почти без ржавчины, резонансная дека без повреждений, вирбели (такие металлические шпульки-колки, на которые натянуты струны) нигде не шатаются.

Она несколько раз проверяла их ключом (такой специальный четырёхгранный инструмент, похожий на ключ для штабы), строй они держали прекрасно. Я до этого видела при выборе пианино, как в других инструментах, стоило нажать клавишу, как ключ начинал поворачиваться, поскольку вирбель не удерживал натяжение струны.

Войлок на молоточках был мало изношен (что особенно удивительно, учитывая «возраст» моего фортепиано) и, видимо, чем-то пропитан от моли, поскольку со снятием крышки, стал ощутим странный запах. На некоторых вирбелях было натянуто по одной, две струны (в нижних октавах), на некоторых же – по 3 (в верхних). Для того чтобы проверять их звучание, настройщица пианино использовала такие «странные» предметы, которые она называла «клиньями». Некоторые из них были войлочные, другие – резиновые.

В результате манипуляций со струнами настройщица пианино вынесла вердикт: инструмент дореволюционный, поэтому настраивается ниже современного камертона почти на три четверти тона. То есть, камертон или тюнер при настройке моего фортепиано использованы быть не могут, нужен человек-профессионал настройки пианино, чтобы произвести правильную координацию звучания струн.

Ведь в прежние времена камертон имел частоту не 440 Герц, а значительно меньше. Кроме того, настройка пианино просто должна осуществляться не реже 2 раз в год в связи с тем, что в силу погодных условий и температурного режима войлок на молоточках разбухает от влаги или же внутренний механизм инструмента рассыхается.

После настройки моё пианино радовало меня красивым глубоким тембром, произведения звучали мощно, слитно, не рассыпаясь на части. С тех пор я всегда вызываю настройщика пианино дважды в году – в начале осени (после летней «засухи») и в конце весны (после весеннего «паводка») и с удовольствием исполняю музыкальные пьесы и репетирую со своим хором под аккомпанемент своего «Карла Манда».

А теперь у меня и двое сыновей учатся в музыкальной школе по специальности фортепиано, поскольку такой раритет не должен стоять без дела, а должен переходить по наследству…

Автор — Веренич Елена Константиновна.

1 комментарий к “Настройщица пианино CARL MAND”

  1. Повезло вам с пианино, достать такой знаменитый инструмент — это редкость, но как говорится: везет только тем, кто этого заслуживает. Я много слышала о пианино CARL MAND, говорят, что у него уникальный тембр звучания, не такой как у остальных и настраивать его сложнее из-а этого. Так что хорош тот мастер, который вам помог в этом деле.

Оставьте комментарий