Настройка пианино Волжанка

Мое пианино «Волжанка» появилась в нашем доме очень давно, более 35 лет назад. Музыкальный инструмент был куплен ребенку, поступившему в первый класс детской музыкальной школы, который в процессе обучения не только разучивал этюды и гонял гаммы, но и пробовал себя на более творческом поприще: джаз, импровизации, фантазии на тему…

пианино Волжанка

К тому же, современные мелодии и ритмы не давали покоя не только ребенку, но и его друзьям. К чести инструмента надобно признать, что продержался он при такой бурной эксплуатации довольно долго. «Первый звоночек» прозвенел только через семь лет после покупки инструмента.

При подготовке к выпускному экзамену по сольфеджио, обнаружилось некоторое несоответствие музыкального слуха (уже довольно прилично развитого на тот момент), звучащего голоса и нажимаемых клавиш. Во избежание неприятностей срочно был вызван настройщик пианино.

У этого настройщика (по совместительству — преподавателя по классу баяна) оказалось совсем немного инструментов: набор торцовых ключей для подтяжки колков и камертон. Самым удивительным оказалось то, что подготовленное к настройке пианино (без всех крышек и панелей) очень похоже на арфу!

Сначала мастер определил интервал работы: неровный строй давали первая и вторая октавы (самые популярные для диапазона сопрано и дисканта). Затем довольно долго (часа 2-3) занимался настройкой пианино, которая непросвещенному человеку изначально кажется топтанием на одном месте: мастер ударял по камертону, потом нажимал клавишу и если появлялся обертон, — проверял натяжение струн (каждой клавише соответствует 3 струны). Он простукивал каждую, поддевал слегка ногтем и подкручивал колки до полного унисона с камертоном. По окончании работы мастер сыграл гамму, «Мурку» и остался вполне удовлетворенным.

На вопрос «а если нет камертона?» добрый мастер рассказал, что ноту «соль» можно «запомнить» на чем-нибудь еще: на спице, строго отмеренный конец которой зажат в тиски или на хрустальном бокале.

Спустя некоторое время музыкальный ребенок выбрал другую дорогу и стал физиком. Теперь он точно знает, что любое колеблющееся тело звучит, а запоминание ноты «соль» на бокале – не что иное, как акустический резонанс. А вместо торцовых ключей для колков можно использовать плоскогубцы.

Так что, если вы не профессиональный музыкант, а инструмент воет на все голоса, то можно стать так же непрофессиональным настройщиком пианино и подправить его самостоятельно.

Автор — Болсуновская Елена Викторовна.