Настройка пианино по гитаре

Упражняясь однажды в любимой сонате Бетховена мой слух внезапно пронзил звук, которого по всей логике в этой композиции быть не должно. Я уже и раньше замечала некоторое расхождение в звуках, но не придавала этому большого значения. Ведь последняя настройка пианино была не так уж и давно – каких-то 9 лет назад, когда я ещё училась в музыкальной школе.

пианино

Но на этот же раз звук был настолько фальшивым, что не обратить на него внимания не было никакой возможности. Сперва я решила, что в силу долгой паузы моего музицирования, пальцы просто слегка утратили навык. Но, повторив квадрат, в душу стали вкрадываться подозрительные и тревожные сомнения по поводу рабочего состояния моего музыкального инструмента. Внимательно вслушиваясь в каждый звук, я прошлась по всем клавишам и с прискорбием обнаружила, что без настройки пианино можно отставить в дальний угол. Если, конечно, сил хватит.

Сначала меня посетила гениальная на мой взгляд идея. Если я настраивала гитару от пианино, то почему я не могу настроить пианино от гитары? Как словом, так и делом.

Я убрала деку и задумалась: «С чего бы начать?». Взяла в руки гитару, и проверяя соответствие первой попавшейся под руку струны с аналогичной струной пианино, взялась за вирбель (колок). Но крутить его оказалось не так просто, как на гитаре. Понадобился специальный ключ – четырёхгранник. Раздобыть мне его удалось у отца в волшебной коробке с инструментами. Но поскольку слух у меня на настройку пианино не заточен, да и опыта в этом нет никакого, помучавшись немного, я решила всё-таки прибегнуть к услугам профессионала.

И вот я взяла в руки газету с объявлениями и стала судорожно искать «Настройка пианино». К моему удивлению оказалось, что в наше время это ремесло несколько утратило популярность. Проще говоря, объявлений по настройке фортепиано в газете я не нашла. Тогда я стала штудировать интернет в поисках мастера. И мои труды были вознаграждены записью порядка десяти телефонов настройщиков пианино. Цены, конечно, с оплатой за настройку гитары, не сравнить. Но и инструмент фортепиано на порядок сложнее. Если у гитары всего 6 струн, то у пианино их несколько сотен и для его настройки нужно выбрать настоящего опытного мастера, ведь рядовому «пользователю» такое дело не под силу. Поэтому я решила, что 3000р. не стоит жалеть. Тем более другого выхода я не видела.

К моему удивлению и даже некоторому расстройству, настройщик пианино не был бородат, волосат, утяжелён очками на кончике носа и фраком. Это был мужчина 50-55ти лет, в джинсах и свитере. Встретив его на улице, мне бы и в голову не пришло, что этот человек имеет хоть какое-то отношение к музыке и владеет настройкой пианино. Осмотрев его тайком, я не обнаружила в наличии каких-то хитрых громоздких приспособлений. Из инструментов для настройки у него был всего лишь камертон, ключ, и небольшой щипок.

Улыбнувшись снятой деке и ключу на верхней крышке пианино, Семён Иванович принялся за настройку моего инструмента. Сперва он с помощью камертона настроил «ля» первой октавы. Звук из струны он извлекал посредством щипка. Затем, без всяких дополнительных приспособлений, настроил октаву от «ля» малой октавы до уже настроенной «ля» первой октавы. Это было самое лёгкое начало работы. Далее, в течение нескольких часов, мастер настраивал пианино следующим методом: он отстраивал интервалы (кварты, квинты) от уже настроенной октавы во всех направлениях. Поначалу мне было интересно наблюдать, но потом однообразная его работа утомила меня. До сих пор удивляюсь, как у настройщиков пианино хватает на всё это терпения?

По окончанию работы я, как радушная хозяйка, усадила Семёна Ивановича пить чай. Доля корысти, конечно, присутствовала. Во-первых, я хотела узнать некоторые подробности о настройке пианино. Во-вторых, где-то в глубине души надеялась, что он мне хоть немного скинет цену.

В процессе разговора мне удалось выяснить, что не всегда пианино настраивают от «ля» первой октавы, всё зависит от самого пианино, от его марки и возраста. Также от него я узнала, что современные настройщики пианино используют электронные тюнеры. Но качество такой настройки будет уступать классическому методу. Я сперва подумала, что это можно отнести к любви всех предшествующих поколений хаять потомков. Однако после я на эту тему осведомилась в интернете. Оказалось, действительно, тюнеры не охватывают весь диапазон звуков и уступают человеческому уху, музыкально натренированному.

Помимо этого мне удалось выяснить, что в обязанности настройщика пианино входит ещё и мелкий ремонт – например, наладка колков, молоточков. Семён Иванович также порекомендовал мне настраивать пианино хотя бы раз в год, а при частой игре – раз в полгода.

К слову сказать, цену он мне не сбросил, да и я уже прониклась ещё большим уважением к этой профессии и поняла, что настройка пианино стоит этих денег.

Автор — Ширякова Татьяна Васильевна.

1 комментарий к “Настройка пианино по гитаре”

  1. Идея интересная, настроить пианино по гитаре, честно говоря, я хотя и играю сам, не решаюсь настраивать. И слух вроде в наличии, но тут же надо настолько тонко все уловить, все тональности подобрать. Настройщиками пианино обычно становятся очень талантливые люди, так что не удивительно, что ваш помощник оказался таким харизматичным.

Оставьте комментарий