Настройка пианино Октава

Будучи еще учеником музыкальной школы, а учился я по классу гитары, всегда завидовал пианистам. Вы спросите: «Почему?» Да потому что, как мне казалось в то время, им совершенно ни к чему было настраивать свой инструмент. Не то, что мне гитаристу постоянно приходилось следить за строем, менять струны, смазывать колки. Одно время я даже начал жалеть, что не пошел по стопам своей старшей сестры и не выбрал в качестве основного инструмента – фортепиано.

пианино Октава

Но все мои детские мифы развенчались, когда я стал учащимся музыкального училища. Как народнику, мне предоставили для изучения дополнительный инструмент – пианино. Именно в тот момент я впервые задумался о необходимости настройки пианино. Так как ежедневно приходилось на нем практиковаться, извлекая тысячи разнообразных звуков. К тому же, слух с годами приобрел некоторую резкость и то, что когда-то при игре казалось благозвучным и приятным, начало вызывать определенное недовольство.

Первое, что я сделал, попросил помощи у друзей-пианистов. Но из-за тотальной нехватки времени у музыкантов: постоянные репетиции, концерты, академические зачеты, самостоятельная подготовка — ко мне так никто и не смог прийти. Зато насоветовали столько, что голова шла кругом. Изучил всю доступную на то время литературу, обзавелся настроечным ключом, камертон, слава Богу, уже был. И приступил….

Стоило мне только приподнять крышку родной «Октавы» и я был ошарашен. Столько лет занимаюсь музыкой, а никогда в жизни не видел такого обилия разнообразных механизмов. Здесь и деревянные молоточки, обитые фетром, и струны различной толщины…. С чего же начать?

Вся теория, которую я так долго собирал по крупицам, внезапно испарилась в неизвестном мне направлении, оставив лишь гнетущее чувство беспомощности. Передо мной стал вопрос: «Как настроить пианино?» Думать долго не пришлось, ибо мысль играть на расстроенном инструменте меня не особо привлекала. Решил обратиться к профессиональному настройщику пианино.

Таким мастером оказался старый друг моего отца Геннадий Петрович. Человек уникальный по своей природе, добрый, отзывчивый, но в тоже время весьма загадочный. Имея за своей спиной доблестный путь воина-интернационалиста в Афганистане, получивший не одну медаль за отвагу, с многочисленными ранениями, он сумел в себе сохранить любовь к музыке, к прекрасному. Еще до службы в армии Геннадий Петрович увлекался игрой на пианино, хотя никогда нигде не учился этому. Остается секретом и то, где он научился настраивать пианино. Но делал он это, по рассказам многих, просто безукоризненно.

Работать Геннадий Петрович предпочитал один. Но так как меня это очень заинтересовало, он согласился, чтобы я присутствовал. Он не спеша подошел к инструменту, сел за него, прикрыл свои уставшие глаза и…. О, чудо! Зазвучала великолепная музыка из «Времен года» П. И. Чайковского. На миг все вокруг замолчало, остановилось, как будто прислушиваясь к чарующим, небесным звукам…. Но внезапно все стихло.

Он слегка улыбнулся и промолвил, словно себе под нос: «Здесь все намного сложнее, чем я думал». Приоткрыв крышку моего пианино «Октава», он безмятежно посмотрел внутрь, что-то там потрогал, покрутил и неожиданно спросил: «Какого года пианино?» «Девяносто первого», — удивленно промолвил я. Он подошел к своему чемоданчику, достал оттуда камертон, и слегка по нему ударил: раздался негромкий звук. Как я понял, это была нота ля=440 Гц – мировой эталон для настройки большинства музыкальных инструментов. В ту же секунду он подошел к пианино, прихватив с собой специальный ключ, и что-то там внутри начал крутить и одновременно дергать струну. Потом он извлек ноту ля первой октавы на клавиатуре и еле заметно улыбнулся.

Ничего толком не понимая, я с интересом наблюдал за происходящим. Уверенными движениями Геннадий Петрович преодолевал одну клавишу за другой. Позже я догадался: он руководствовался правилами темперации. Сначала настроил средний регистр, потом — нижний, а в завершении — самый высокий.

На все про все у него ушло три часа, но помимо самой настройки пианино, он еще умудрился отремонтировать западавшие клавиши. По поводу времени он даже пошутил: «Это еще не предел». Качество настройки пианино я оценил в тот же день. Звучание инструмента стало какое-то особенное и необыкновенное. На всю оставшуюся жизнь для себя уяснил одно правило: кем бы вы ни были, чем бы вы не занимались, но, если в жизни никогда не настраивали пианино, то доверьте эту работу профессионалам. Сбережете и свое время и свои нервы. По книжкам просто нереально этому научиться.

Свои слова, по поводу того, что жалел, что не пошел по стопам старшей сестры, забираю назад. Я очень рад, что играю на гитаре, и нет необходимости вызывать мастера по настройке. Я и сам с этим прекрасно справляюсь!

Поделиться:
1 комментарий
Лидия 29 апреля 2013

Конечно, настройка гитары и настройка пианино совершенно не сравнимы по сложности! Я сама немного училась играть на гитаре, так что представляю, как её настраивать. А мастер-настройщик пианино в моих глазах - это просто какой-то волшебник, владеющий тайными знаниями)))! Он ещё и музыкантом должен быть, а не просто ремесленником.

Добавить комментарий