Настройка пианино Ludwig Ullmann

Как-то написал С. Я. Маршак про лампу керосиновую, свечку стеариновую, коромысло с ведром и чернильницу с пером. «Лампа плакала в углу за дровами на полу: …. Почему – Я не пойму – не нужна я никому?»

пианино LUDWIG ULLMANN

Читая этот стих в детстве, я тогда и представить себе не могла, что та же участь может постигнуть одну из самых почитаемых вещей в доме – пианино. Увы! Все больше и больше людей предпочитают звукам, извлекаемым деревянными молоточками из металлических струн, электронную музыку. К сожалению, я – не исключение.

Для занятий в музыкальной школе сыну пришлось приобрести синтезатор. Разница очевидна и не в пользу последнего. Пластмассовый корпус с клавишами, разместившийся на подставке, не вызывает того трепетного чувства, романтики, благоговения и ответственности за судьбу вырывающегося из-под пальцев звука, как черная лакированная громадина с причудливыми резными узорами, клавишами слоновой кости и бронзовыми педалями. Именно так выглядит антикварный экземпляр, до сих пор занимающий значительную часть моей комнаты.

Как ни старайся, невозможно извлечь из электронного суррогата той глубины и тех оттенков звука, которыми радуют старательного пианиста инструменты – пенсионеры. Почему же пришлось заменить любимое фортепиано набором мяукающей пластмассы? С моей стороны это не было данью моде и стремлением не отстать от прогресса. Все дело в настройке пианино.

Настройка моего пианино ввиду солидного возраста всегда было делом сложным и неблагодарным, а сегодня стоящего мастера по настройке пианино найти бывает сложнее, чем иголку в стоге сена. Вообще, с настройкой пианино в нашей семье связано много историй.

Антикварный инструмент начала прошлого века “Ludwig Ullmann” приобрели мои бабушка с дедушкой для старшей сестры. Отличался этот инструмент звуком редкой красоты и глубины. Долгое время инструмент был под заботливым присмотром замечательного настройщика. Но, так как разница в возрасте у нас с сестрой большая, я этого счастливого периода уже не застала.

Семейное предание гласит, что в строгие советские времена был посажен этот талантливый мастер в тюрьму за фарцовку, ныне именуемую коммерцией. Видно, даже тогда настройка пианино кормила его не очень хорошо. После случившегося инструмент оказался без должного надзора. Адекватную замену найти так и не удалось.

Это тонкое дело – настройка пианино передавалось из рук в руки, приглашался то один специалист, то другой. Инструмент собрал подле себя кружок «Умелые ручки». Настраивали пианино и ремонтировали, кто как мог.

Не обошлось без курьезов. Один из настройщиков, сняв крышку, обнаружил недопитую бутылку коньяка. Несмотря на все эти нюансы, настраивали пианино регулярно, инструмент строй держал, сестра занималась на нем вполне успешно.

В возрасте семи лет мне было велено следовать по стопам старшей сестры в ту же музыкальную школу и осваивать тот же инструмент. К тому времени строй поплыл, ля все более отставала от камертона. Настройка пианино требовалась все чаще. Периодически приходили какие-то настройщики и что-то делали, но результаты их усилий были ощутимы весьма короткое время. Пианино строй держать отказывалось.

Говорят, что если о чем-то постоянно думаешь, то оно непременно сбудется. Так, со мной произошла совершенно невероятная, почти сказочная история. Сегодня, правда, расцениваю ту ситуацию, как крайнюю беспечность и неосмотрительность. Трудно представить подобное в наши дни, но в старые добрые советские времена понятия и отношение к жизни были совершенно другие.

Итак, гуляю я как-то после школы во дворе дома. Родители на работе. Подходит совершенно незнакомый мужчина и спрашивает, не нужно ли в нашем доме кому настроить пианино. Я его к себе домой и привела. Финансовый вопрос с родителями по телефону согласовала, после чего таинственный мастер принялся за дело. Колдовал, если не изменяет память, часа 2-3, взял, точно помню, взял 30 рублей. По тем временам деньги ощутимые, поэтому сумма в память мне и врезалась.

Также врезались в память, сопровождающие долгий процесс ремонта и настройки пианино, откровенные рассказы о своих любовных похождениях с некоторыми интимными подробностями. Возможно, ему это было необходимо для вдохновения и творческого подхода к работе, но ощущения у меня остались крайне неприятные, хотя смысла рассказов в том возрасте я особенно не понимала. Помню мое желание такую настройку пианино прекратить и ощущение полной растерянности, из-за того, что не знала, как это сделать.

Однако, несмотря на все нюансы, после работы вернулся строй, и относительно продолжительное время звук соответствовал нужным параметрам. Не помню, настраивался ли инструмент после, скорее всего, нет. Через несколько лет и вовсе отпала в этом необходимость.

Время идет своим чередом. Годы неутомимо крутят колесо истории. На ее арену выходят новые поколения. Настал черед моему сыну идти по нашим стопам в туже музыкальную школу. Только простоявший долгое время без внимания инструмент для занятий был уже не пригоден. Я впервые сознательно и с чувством ответственности занялась поиском мастера.

Мне повезло. Благодаря знакомым в доме появился мастер, которому можно было полностью доверять. Высококлассный специалист по настройке пианино. К сожалению, его диагноз был неутешительный. Настроить пианино было невозможно без капитального ремонта. Выяснилось, что кто-то из народных умельцев и членов кружка «Умелые ручки» поменял колки. Мягко говоря, не совсем удачно. Вирбельбанк треснул и требует замены. Этот сложный и дорогостоящий вид реставрационных работ на сегодняшний день мне не доступен. Так в моем доме появился синтезатор.

Знакомые музыканты рассказывали, что сегодня старые пианино не в почете и спросом не пользуются. Я прослезилась, услышав много историй, как ветеранов разбирали на дрова и топили ими печи. Мое любимое пианино Ludwig Ullmann до сих пор стоит у меня дома. Ждет своего звездного часа, когда будет вырываться из-под клавиш яркие и глубокие звуки зачаровывающей мелодии.

Автор — Хорольская Эсфирь Яковлевна.

1 комментарий к “Настройка пианино Ludwig Ullmann”

  1. Я не знаю, куда смотрят глаза, тех людей, которые беспощадно уничтожают предания старины. У меня бы рука не поднялась сжечь старый инструмент, ведь у каждого, наверняка, есть своя огромная и богатая история и вот так, взять разбить и сжечь. Ужас просто. У меня стоит старое пианино дома и звук из него отменный.

Оставьте комментарий