Мои воспоминания о мастере

Пианино у меня давно. Еще будучи школьницей начального звена, я изъявила желание музицировать и родители купили мне его. Во времена моей учебы настройкой пианино периодически занималась мама: она приглашала мастера – настройщика пианино из нашей музыкальной школы, он приходил, доставал из своего портфельчика незамысловатый прибор, очень напоминающий рогатку и еще пару инструментов и начинал «колдовать» над моим инструментом.

игра на пианино

Мне всегда было очень любопытно присутствовать при процессе настройки пианино, хотелось задавать множество вопросов мастеру, но хоть мне и разрешали остаться в комнате, где работал настройщик, разговаривать строго запрещали.

Окончив музыкальную школу, я наконец-то с облегчением вздохнула и надолго забросила свой инструмент, потом поступила в институт, уехала в другой город и даже не подозревала, что однажды мне снова захочется сесть за пианино и ударить по аккордам.

Каково же было мое удивление, когда из-под пальцев раздались не мелодичные звуки, а дребезжащий скрежет и противный звон струн инструмента. Казалось, что пианино рыдало от обиды за мое не внимание к нему на протяжении стольких лет. Оказалось, что инструмент, на котором не играют длительное время расстраивается, как в плане дисгармонии в ладах, так и чисто «по-человечески».

Жаль мне стало моего друга, и я решила вызвать настройщика пианино. Оказалось, что по причине моего активного не внимания к инструменту (ведь я не садилась за него больше 10 лет) мое пианино нуждается в настройке с повышением строя, т.е. расширенную настройку пианино, в несколько подходов, настраивая все октавы последовательно, одноименные ноты разных октав не зазвучат в унисон.

Мастер-настройщик пианино был другой, но как и предыдущий у него были те же незамысловатые инструменты для работы: прибор, напоминающий рогатку — камертон, резиновый клин ( он выполняет роль «заглушки» в процессе настройки пианино) и настроечный ключ (специальный рычаг, с помощью которого мастер подтягивает струны, добиваясь их нужного звучания). Ну и конечно же идеальный музыкальный слух настройщика пианино.

Как и раньше, в детские годы, мастер не разрешил мне ни разговаривать, ни шуметь. Оказалось, что для настройки пианино настройщику необходима абсолютная тишина, т.к. сам процесс требует от него высокой сосредоточенности и внимания.

Настройку пианино мастер начал с ноты «ля», ударяя по камертону (дело в том, что звук камертона настроен на звучание ноты «ля») и медленно подтягивая нужную струну так, чтобы и камертон и струна зазвучали в унисон. В зависимости от высоты звука, молоточки пианино ударяют по одной, двум или трем струнам (чем выше звук, тем больше струн и тем они тоньше). Поэтому некоторые ноты мастеру приходилось настраивать по одному — трем разам, добиваясь единого звучания всех струн, соответствующих одной ноте.

Дальнейшая настройка пианино опиралась только на музыкальный слух мастера. В действительности ни один электронный тюнер, к помощи которых прибегают некоторые настройщики, не способен четко и правильно уловить необходимую частоту звучания. Происходит это потому, что некоторые высокие звуки в высоких октавах, и некоторые низкие звуки в нижних октавах имеют такую частоту звучания, что электронному тюнеру не всегда возможно уловить ту или иную частоту. А хорошая качественная настройка пианино может быть выполнена исключительно на слух.

Вот так, нота за нотой, струна за струной, постепенно мое пианино возвращалось к жизни. Весь процесс «возрождения» занял более двух с половиной часов. На прощание мастер-настройщик пианино дал мне несколько практических советов, касающихся правильного ухода за пианино, рассказал, как часто следует обращаться к услугам настройщика и сыграл на моем инструменте удивительно красивое, мелодичное и необычайно трогательное произведение, а я слушала и была счастлива от того, что эти потрясающие звуки издавало мое пианино.

Автор — Надежда Цыганий.

Оставьте комментарий