Маленькое пианино Токката

Мое маленькое пианино Токката мы приобрели в середине 70-х в обычном магазине музыкальных инструментов. Пианино было советского производства, небольшого размера, цвета грецкого ореха.

"маленькое

В то время я обучалась урокам музыки на дому. Честно говоря, ни я, ни мои родители не знали о том, какие условия содержания и ухода необходимы для данного инструмента. После года обучения я стала замечать, что моя игра стала как-то хуже, но не могла понять причины. И только тогда, когда одна из клавиш стала западать, мы решили вызвать настройщика. И как оказалось в дальнейшем, проблема была не только в клавише.

После прихода мастера я была вооружена весьма полезной информацией обо всем, что связано с моим пианино.

Во-первых, настройщик пианино сделал замечание, что инструмент стоит в абсолютно недопустимом для него месте, а именно возле окна и батареи, что приводит его не только в неисправность, но и влияет на качество дерева, из которого он сделан. Дело в том, что фортепиано очень подвержено перепадам температуры, влажности и солнечных лучей и эти параметры должны быть для него постоянными.

Во-вторых, после любого перемещения инструмента (из магазина, из дома в дом, при переезде) необходима его настройка, но не сразу, а через несколько недель, когда инструмент «адаптируется» в новом помещении, а этого, конечно, сделано не было.

Что касается самой настройки, мне показался этот процесс очень длительным. Настройщик работал часов 5-6 минимум, открывал все крышки сверху и снизу, что-то пылесосил, нажимал все клавиши десятки раз. Мы в это время ему не мешали, но после того, как работа была выполнена, он дал мне рекомендации.

Мастер сказал, что несмотря на то, что порой даже музыкант-профессионал не может услышать когда инструмент начинает фальшивить, всё же можно на слух проигрывать интервалы и аккорды, особенно в нижних и верхних октавах, чтобы определить фальш.

В дальнейшем, также по совету мастера, я периодически открывала верхнюю крышку инструмента и глядя на молоточки, нажимала каждую клавишу, чтобы видеть , как молоток «бросается» вперед, чтобы ударить по струнам. Правильное движение молотков должно быть в направлении  «туда и обратно», и если замечала, что  молоток раскачивается, то это уже является плохим признаком.

В зависимости от частоты игры на инструменте и от того что на нем играть, будет зависеть частота настройки пианино. Обычно это дважды в год, но если профессионал — музыкант играет по нескольку часов в день и каждый день, то не исключено, что ежеквартально.

Также настройщик пояснил, что просто бить по клавишам, как иногда делают маленькие дети, недопустимо, так как это приводит к расстройству унисонов. В то время мы постоянно держали мешочки с нафталином внутри пианино для защиты молотков от моли, что было тоже очень важно.

Конечно, в наше время появились новые нюансы по уходу за пианино, а также как и какое лучше выбрать, что, в принципе, мало кто мог профессионально посоветовать в то время, но всё же, рекомендации моего первого настройщика помогли мне пользоваться моей Токкатой в течение 20 лет без проблем.

В настоящее время в доме, где я проживаю, есть очень старое антикварное пианино, которому уже лет 90. Сделан инструмент из натурального дуба, прекрасный старинный дизайн, но печально то, что на нем в течение сорока с лишним лет никто не играл и, соответственно, не настраивал. В связи с этим большинство клавиш не издают звуков вообще, а струны заржавели.

Мне очень хотелось «оживить» это фортепиано и мы решили вызвать настройщика. Но к великому сожалению он сообщил, что ремонту оно уже не подлежит, а точнее, его ремонт может обойтись в стоимость почти нового пианино. Вот так и стоит этот никому не нужный красавец без своего хозяина — музыканта. А те люди, которые когда-то его приобрели, оказалось, в то время не знали, что инструмент тоже требует заботы.