Как мы пытались самостоятельно настроить пианино

Я работаю в районной музыкальной школе, а точнее в филиале этой школы – в маленьком здании на шесть классов. В нашем филиале преподают игру на нескольких инструментах, и самым популярным среди учащихся является фортепиано.

настройка пианино Беларусь

Всего в школе пять пианино, и все они марки Беларусь. Надо сказать, что эта модель весьма популярна в музыкальных школах – инструмент обычный, без «излишеств». Выпущены наши инструменты в шестидесятых годах. Несмотря на свой возраст, все фортепиано в хорошем состоянии.

До недавнего времени в музыкальной школе был настройщик – раз в полгода настраивал пианино, поправлял механизмы. Преподаватели филиала были довольны, и даже не задумывались о наладке инструмента – настройщик приходил тихо, работал только после уроков, старался не мешать.

Но все хорошее заканчивается: настройщик, мужчина преклонных лет, сменил место жительства. Мы остались без специалиста. В это же время поменялся и директор нашей школы, который по непонятным причинам ликвидировал ставку настройщика.

Прошло где-то полгода, и пианино начали сдавать – западали клавиши, не работали педали. На некоторых инструментах появился странный скрежет, металлический звук. И стал ползти строй – причем как ползти!  Директор же все твердил: «Преподаватель-пианист должен уметь настроить свой инструмент. Гитаристы — умеют, домристы – умеют, и вы сможете».

Был, конечно, вариант пригласить настройщика с другого города, но это ведь трата собственных денег, которых у простого преподавателя музыки, сами понимаете, совсем немного.

У нас в школе есть преподаватель по цимбалам, а надо сказать, что настройка пианино и цимбал чем-то схожи между собой — ведь если открыть крышку фортепиано, можно увидеть натянутые струны, по которым бьют молоточки. Причем струны натянуты по три, то есть один удар молотком приводит к колебанию сразу три струны. Способ игры на цимбалах идентичен – исполнитель ударяет молоточком по струнам (их тоже по три на один звук), что приводит к их звучанию.

Так вот в школе есть специалист по настройке цимбал, и мы решили воспользоваться ее знаниями в настройке фортепиано. Наступил день Икс. Вооружившись ключами для настройки струн, один из преподавателей открыл все крышки фортепиано и приступил к делу. Для определения высоты звука мы использовали тюнер. Процесс проходил следующим образом: сначала настраивалась одна из трех струн ноты, и после ее настройки остальные струны настраивались в унисон. Таким образом, переходя от клавиши к клавише, все звуки были отлажены меньше чем за час. Надо сказать, что починить механизмы – педали, западающие клавиши — мы были не в силах, и оставили все так, как есть. В целом, результатом остались довольны.

Не прошло и месяца, а строй поплыл. И к проблемам с механикой добивался еще и гул некоторых клавиш.

Пришлось нам все-таки воспользоваться услугами настройки пианино. Спасибо родителям учащихся — узнав о нашей проблеме, скинулись на настройку инструментов в школе.

На этот раз настройщиком оказался молодой мужчина. Все участники предыдущей неудачной попытки настройки пианино решили проследить за его работой.

Парень сразу же приступил к работе. Сначала он налаживал механизмы – вбивал колышки, выравнивал напильником молоточки, регулировал работу педалей. И только после этого приступил к настройке.

Мужчина сказал, что при настройке пианино электронный тюнер не нужен, весь эффект чистого звука определяется на слух. Настройщик взял камертон, определил ноту ля в первой октаве, и настроил этот звук. После этого приступил к настройке других нот. Правильное звучание он проверял по интервалам: терциям и секстам, квинтам и квартам. Работал аккуратно, четко – внимательно прислушивался к каждому звучащему аккорду или интервалу.

Работал настройщик несколько дней. По окончании наладки всех инструментов, он развлекал нас — играл вальсы Шопена.

Инструменты зазвучали по-новому – настройка пианино была проведена на «отлично»! В восторге были и дети – ученики школы. Пьесы, которые они играли, зазвучали правильно и мелодично. А преподаватели сделали для себя вывод – не надо жалеть деньги на хорошего настройщика. И уж тем более не стоит настраивать пианино самому, даже если ты превосходно на нем играешь.

Гладкая Алеся Владимировна.

1 комментарий к “Как мы пытались самостоятельно настроить пианино”

  1. Как преподаватели должны учить детей на расстроенных инструментах? Хорошо, что родители скинулись, но ведь это тоже не правильно.
    Почти всё современное образование (и основное, и дополнительное) строится на большой доле родительского софинансирования … Вот и попробуй приобщи ребенка к прекрасному.

Оставьте комментарий