Как мы пытались самостоятельно настроить пианино

Я работаю в районной музыкальной школе, а точнее в филиале этой школы – в маленьком здании на шесть классов. В нашем филиале преподают игру на нескольких инструментах, и самым популярным среди учащихся является фортепиано.

настройка пианино Беларусь

Всего в школе пять пианино, и все они марки Беларусь. Надо сказать, что эта модель весьма популярна в музыкальных школах – инструмент обычный, без «излишеств». Выпущены наши инструменты в шестидесятых годах. Несмотря на свой возраст, все фортепиано в хорошем состоянии.

До недавнего времени в музыкальной школе был настройщик – раз в полгода настраивал пианино, поправлял механизмы. Преподаватели филиала были довольны, и даже не задумывались о наладке инструмента – настройщик приходил тихо, работал только после уроков, старался не мешать.

Но все хорошее заканчивается: настройщик, мужчина преклонных лет, сменил место жительства. Мы остались без специалиста. В это же время поменялся и директор нашей школы, который по непонятным причинам ликвидировал ставку настройщика.

Прошло где-то полгода, и пианино начали сдавать – западали клавиши, не работали педали. На некоторых инструментах появился странный скрежет, металлический звук. И стал ползти строй – причем как ползти!  Директор же все твердил: «Преподаватель-пианист должен уметь настроить свой инструмент. Гитаристы — умеют, домристы – умеют, и вы сможете».

Был, конечно, вариант пригласить настройщика с другого города, но это ведь трата собственных денег, которых у простого преподавателя музыки, сами понимаете, совсем немного.

У нас в школе есть преподаватель по цимбалам, а надо сказать, что настройка пианино и цимбал чем-то схожи между собой — ведь если открыть крышку фортепиано, можно увидеть натянутые струны, по которым бьют молоточки. Причем струны натянуты по три, то есть один удар молотком приводит к колебанию сразу три струны. Способ игры на цимбалах идентичен – исполнитель ударяет молоточком по струнам (их тоже по три на один звук), что приводит к их звучанию.

Так вот в школе есть специалист по настройке цимбал, и мы решили воспользоваться ее знаниями в настройке фортепиано. Наступил день Икс. Вооружившись ключами для настройки струн, один из преподавателей открыл все крышки фортепиано и приступил к делу. Для определения высоты звука мы использовали тюнер. Процесс проходил следующим образом: сначала настраивалась одна из трех струн ноты, и после ее настройки остальные струны настраивались в унисон. Таким образом, переходя от клавиши к клавише, все звуки были отлажены меньше чем за час. Надо сказать, что починить механизмы – педали, западающие клавиши — мы были не в силах, и оставили все так, как есть. В целом, результатом остались довольны.

Не прошло и месяца, а строй поплыл. И к проблемам с механикой добивался еще и гул некоторых клавиш.

Пришлось нам все-таки воспользоваться услугами настройки пианино. Спасибо родителям учащихся — узнав о нашей проблеме, скинулись на настройку инструментов в школе.

На этот раз настройщиком оказался молодой мужчина. Все участники предыдущей неудачной попытки настройки пианино решили проследить за его работой.

Парень сразу же приступил к работе. Сначала он налаживал механизмы – вбивал колышки, выравнивал напильником молоточки, регулировал работу педалей. И только после этого приступил к настройке.

Мужчина сказал, что при настройке пианино электронный тюнер не нужен, весь эффект чистого звука определяется на слух. Настройщик взял камертон, определил ноту ля в первой октаве, и настроил этот звук. После этого приступил к настройке других нот. Правильное звучание он проверял по интервалам: терциям и секстам, квинтам и квартам. Работал аккуратно, четко – внимательно прислушивался к каждому звучащему аккорду или интервалу.

Работал настройщик несколько дней. По окончании наладки всех инструментов, он развлекал нас — играл вальсы Шопена.

Инструменты зазвучали по-новому – настройка пианино была проведена на «отлично»! В восторге были и дети – ученики школы. Пьесы, которые они играли, зазвучали правильно и мелодично. А преподаватели сделали для себя вывод – не надо жалеть деньги на хорошего настройщика. И уж тем более не стоит настраивать пианино самому, даже если ты превосходно на нем играешь.

Гладкая Алеся Владимировна.

Поделиться:
1 комментарий
Анна 22 мая 2013

Как преподаватели должны учить детей на расстроенных инструментах? Хорошо, что родители скинулись, но ведь это тоже не правильно. Почти всё современное образование (и основное, и дополнительное) строится на большой доле родительского софинансирования ... Вот и попробуй приобщи ребенка к прекрасному.

Добавить комментарий